Разделы сайта
Архивы

Технологическая карт открытого урока русского языка по теме: «Что такое приставка? Как найти в слове приставку?» Подготовила и провела урок учитель начальных классов: Филимонова Ю.О.

Технологическая карта открытого урока русского языка

        Филимоновой Юлии Олеговны

Учебный предмет Русский язык
Класс 3 «А»
Тип урока Открытие новых знаний
Тема урока Что такое приставка? Как найти в слове приставку?
Цель урока Знакомство учащихся с понятием приставка.
Задачи урока Образовательные:

— закреплять знания об однокоренных словах через выполнение упражнений;

— формировать умение выделять приставку в словах через постановку проблемных ситуаций;

— формировать умение образовывать новые слова при помощи приставок в процессе выполнения групповой работы и работы в парах.

Развивающие:

-развивать у учащихся внимание и мышление через постановку проблемной ситуации;

— развивать орфографическую зоркость через организацию словарной работы;

-развивать устную речь учащихся в процессе работы через устные ответы в ходе фронтальной работы.

Воспитательные:

— способствовать воспитанию трудолюбия и аккуратности в процессе работы в тетради;

-воспитывать чувство уважения друг к другу через организацию парной и групповой работы;

-способствовать воспитанию интереса к русскому языку через использование на уроке наглядного и раздаточного материала.

Основные термины, понятия Приставка.

Планируемый результат

Предметные умения

— уметь находить приставку в словах;

— уметь выделять приставку в словах;

— уметь образовывать новые слова с помощью приставок.

 

 

  

Личностные результаты:

— внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе;

— заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий, творческий подход к выполнению заданий;
— осознать ценность совместной деятельности.

 — рефлексивная самооценка, умение анализировать свои действия и управлять ими.

Регулятивные УУД: 

— формулирование и сохранение учебной задачи;

— планирование совместно с учителем своих действий в соответствии с поставленной задачей;

— адекватное восприятие словесной оценки учителя и товарищей;

Познавательные УУД: 

— выделение и формулирование познавательной цели;

— осуществление поиска и выделения конкретной информации.

— овладение способами выполнения заданий творческого и поискового характера;

— овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения;

Коммуникативные УУД:

— активное использование речевых средств для решения коммуникативных задач;

— готовность слушать собеседника и вести диалог, признание различных точек зрения и право каждого иметь свою, изложение своего мнения и аргументирования своей точки зрения и оценки событий;

— формирование умения договариваться о распределении ролей в совместной деятельности.

                                                           Организация пространства

  Формы работы Ресурсы
Индивидуальная работа

Фронтальная работа

Парная работа

Групповая работа

Индивидуальная работа

 

  1.Книгопечатная продукция: 1. В.П. Канакина, В.Г. Горецкий. Русский язык 3 класс (Школа России) [Текст] : учеб. для общеобразоват. организаций. В 2 ч. Ч. 1 / В.П. Канакина, В.Г.Горецкий. — М.: Просвещение, 2013. — 159 с.

2.Технические средства обучения: ноутбук, колонки, проектор, экран.

  3. Экрано-звуковой, наглядный и раздаточный материал: презентация в Microsoft Power Point, цветы и бабочки для рефлексии, карточки для индивидуальной и рупповой работы.

 План урока:

1.Самоопределение к деятельности
1.1. Приветствие
1.2. Проверка готовности к уроку
1.3. Настрой на работу
2. Минутка чистописания

2.1. Прописывание букв е, н, в, с, а
3. Словарная работа

3.1. Запись слов в тетрадь

3.2. Взаимопроверка
4.Актуализация знаний

4.1. Индивидуальная работа

4.2. Фронтальная работа
5.Целеполагание

5.1. Создание проблемной ситуации

5.2. Постановка темы и цели урока

5.3. Постановка учебных задач
6. Открытие новых знаний

6.1. Наблюдения над ролью приставок в словах

6.2. Работа по учебнику
7. Физкультминутка
8. Закрепление полученных знаний

8.1. Работа по учебниу
9. Первичная проверка

9.1. Работа в группах

9.2. Проверка
10. Подведение итога урока
11. Домашнее задание
12. Рефлексия деятельности

 

 

 

Ход урока

Этапы занятий Деятельность учителя Деятельность учащихся
1. Самоопределение к деятельности  

1-2 мин.

 

 

1.1. Приветствие.

-Здравствуйте, ребята, меня зовут Юлия Олеговна и сегодня урок русского языка проведу я.

1.2. Проверка рабочего места.

-Проверьте свою готовность к уроку. На столе у вас должны лежать дневник, учебник, тетрадь, пенал.

1.2. Настрой на работу.

Скорей за работу,

Скорей за работу!

Итак, друзья, внимание –

Ведь прозвенел звонок.

Садитесь поудобнее –

Начнем скорей урок!

 

Приветствуют учителя.

 

 

Проверяют рабочее место.

 

 

Настраиваются на работу.

 

 

 

2. Минутка чистописания

1-2 мин

2.1. Прописывание соединений с буквой.

-А теперь обратите внимание на доску. Открываем тетради, записываем число и классная работа. Не забываем правила посадки при письме. Спинку держим ровно, ноги вместе, тетрадь под наклоном.

—  Назовите буквы.

— Запишите их в тетрадь.

— Возьмите в руки простой карандаш и обведите те буквы, которые на ваш взгляд получились лучше всего.

— На какие 2 группы можно разделить эти буквы?   

 

— Назовите буквы, обозначающие гласные звуки.      

Чем отличается буква «е» от буквы «а»?

    

— Назовите буквы, обозначающие согласные звуки?   

— Какой согласный лишний?   

 

    

 

Записывают число, «Классная работа».

 

 

 

 — е, н, в, с, а

 

 

— Буквы, обозначающие гласные и согласные звуки.

— е, а.

Буква е указывает на мягкость согласного, а буква а на твердость.

н, в, с.

С, потому что он глухой, а другие согласные звонкие.

 

3. Словарная работа

3-4 мин

3.1. Запись слов в тетрадь.

— Помните правила оформления словарной работы в тетради. Слова начинаем прописывать с красной строки, ставим ударение, выделяем орфограммы карандашом и в конце ставим точку. Пишем аккуратно, разборчивым почерком.

— Ребята, посмотрите, на доске написаны слова с пропущенными орфограммами. Вам нужно вспомнить их правописание и записать в тетради.

…бед, уж…н, п…трушка, ов…щи, г…рох, …гурец, п…м…дор, …г…род.

3.2. Взаимопроверка.                               

-Молодцы, теперь обменяйтесь тетрадями со своим соседом по парте, осуществите взаимопроверку.

-Аккуратно ли выполнил ваш сосед словарную работу?

— Допустили ли вы ошибки?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Записывают в тетради слова, вставляя нужные буквы.

 

Осуществляют взаимопроверку по орфографическому словарю.

 

 

4.Актуализация знаний

3 — 4мин.

4.1. Индивидуальная работа.

— Давайте вспомним, с какой частью слова мы работали на предыдущих уроках?    

— Прочитайте предложения. Выпишите однокоренные слова, выделите в них корень.

Скоро начнётся футбольный матч. На игру приедут юные футболисты. Футбол – это игра сильных.

— Запишите однокоренные слова группами, выделите в них корень.

Бег, бегать, беговая, кормушка, кормовой, кормить, озеленить, зелёный, зелень, загадочный, загадывать, загадка.

 

 

 

 

 

4.2. Фронтальная работа.

— Составьте слова, состоящие из корня и окончания. Запишите их в тетрадь. Выделите корень и окончание.

— Из каких частей состоят слова?

— Какая часть слова самая главная?

— А как образуются однокоренные слова?

 

 

— С окончанием.

 

— Футбольный, футболисты, футбол. Корень футбол.

 

 

 

 

— 1 группа: бег, бегать, беговая. Корень бег.

2 группа: кормушка, кормовой, кормить. Корень корм.

3 группа: озеленить, зелёный, зелень. Корень зел.

4 группа: загадочный, загадывать, загадка. Корень загад.

 

Составляют слова.

 

— Из корня и окончания.

— Корень.

— Однокоренные слова образуются путем добавления к корню других частей слов..

5.Целеполагание

4 мин.

5.1. Создание проблемной ситуации.

— Спишите. Выделите в словах корень.

Полёт, перелёт, вылет, отлёт.

— Назовите окончание в словах.

-Что можно сказать об этих словах?

— Объясните лексическое значение каждого слова.

 

 

 

 

 

 

 

 

— Чем отличаются слова?

 

 

— Как вы думаете, для чего служит эта часть слова?

5.2. Определение темы и цели урока.

— Какая тема нашего сегодняшнего урока?

 

Давайте проверим ваши предположения. Откройте учебник на странице 84 и прочитайте тему, пожалуйста.                                                 

— Теперь сформулируем цель. С чем мы познакомимся на уроке?

5.3. Постановка учебных задач.

— Очень хорошо. Чтобы достичь цели, мы должны поставить задачи. Посмотрите на слайд и на основе опорных слов сформулируйте задачи. _____, скажи нам свой вариант.

— Молодцы!

 

Списывают слова выделяют корень.

— Полёт, перелёт, вылет, отлёт. Корень лёт.

— Нулевое окончание.

— Это однокоренные слова.

— Полёт — это движение, перемещение кого-, чего-л. летящего.

Перелёт — перемещение летательного аппарата (людей) или птицы из одного пункта в другой.

Вылет — это перемещение откуда-либо по воздуху, с помощью крыльев, летательного аппарата.

Отлёт — это отбытие, отправление в путь.

— Корень один, значения слов разные из-за добавления новой части слова, которая стоит перед корнем.

-Для образования слов.

 

-Часть слова, которая стоит перед корнем и служит для образования слов.

 

— Что такое приставка? Как найти в слове приставку?

 

— Знакомство с понятием приставка.

 

 

 

— Узнать, что такое приставка;

— Учиться находить приставку в словах;

 -Закрепить умение находить корень и окончание в словах.

6. ОНЗ

6 -7 мин.

6.1. Наблюдения над ролью приставок в словах.

— Прочтите слова.

Выходить, заходить, переходить, уходить.

— Что в них общее?

— Чем отличаются?

— А какая часть слова придаёт им разное значение?

— Это часть слова называется приставкой. Именно приставки придают особую выразительность глаголам. Указывают на степень интенсивности действия, на разнообразные оттенки его проявления, порой придают словам разговорную окраску.

6.2. Работа по учебнику.

— На с.84 упр.153. рассмотрите рисунки. Прочитайте слова. Сравните их. Прочитай, ________.

— Чем похожи все слова?

— Сравните их лексическое значение. Что можно сказать?

-Какая часть слова внесла новый оттенок значения слова?

— Где стоит приставка в слове?

— Выполните письменные задания к упражнению. Вам необходимо списать слова и выделить приставку.

 

 

— Почитайте ниже сведение о языке.

— Что такое приставка?

 

— Для чего она служит?

— Как выделяют приставку?

— Приведите примеры слов с приставками.

— Причитайте правило ещё раз. Закройте учебники.

— Расскажите правило соседу по парте.

— На с.85 упр.154, прочитайте приставки и запомните их написание: они всегда пишутся одинаково.  

— Найдите приставки, которые пишутся с буквой о. проговорите их.

— Найдите приставки, которые пишутся с буквой а. проговорите их.

— Найдите приставки, которые пишутся с буквой е. проговорите их.

— Назовите остальные приставки.

— Выполните письменное задание к упражнению.  

 

Читают слова.

 

— Корень.

— Значением.

— Та, которая стоит перед корнем.

 

 

 

 

 

 

Рассматривают рисунки, читают слова и сравнивают их.

— Корнем.

— Лексическое значение слов разное.

 

— Приставка.

 

— Перед корнем.

— Переходит-приставка «пере», подходит-приставка «под», входит-приставка «в», выходит-приставка «вы», обходит-приставка «об», уходит-приставка «у».

Читают правило.

— Приставка — это значимая часть слова, которая стоит перед корнем.

— Служит для образования слов.

— Чертой с палочкой перед корнем сверху.  

— добрый, предобрый, задобрить.

 

Рассказывают правило соседу. Парная работа.

Читают приставки и запоминают написание.

 

— До, по, про, о/об, от, под.

 

— На, над, за.

 

— Пред, пере.

 

— При, вы, в, у, с.

Выполняют упражнение самостоятельно.

7.Физкультминутка

1-2 мин.

— Вы хорошо поработали, и пришло время немного отдохнуть. Сейчас проведем физкультминутку, я буду показывать вам движения, а вы повторяйте за мной.

Летит, летит по небу шар.

По небу шар летит.

Но знаем мы, что этот шар

До нас не долетит!

-Присаживайтесь на свои места.

 

 

Шар — круг руками в воздухе;

Небо — палец вверх;

летит — руки в стороны;

Мы — ладонью показывают на себя, прижав ее к груди.

Садятся на свои места.

8.Закрепление полученных знаний

5-6 мин.

8.1. Работа по учебнику.

— Выполним упражнение 155 на с.85. прочитай задание, ________.

— Прочитайте. Отгадайте загадку.  

— Какая отгадка в загадке?

— Какие антонимы вы нашли в этой загадке?

 

— Какие вы нашли в загадке глаголы?

— Как определить, в каких из них есть приставки?

 

— Могут ли употребляться эти глаголы без приставки или с другими приставками? Подберите такие глаголы.

 

— Сделайте вывод, как найти в слове приставку?

 

 

 

— Выполним письменное задание к этому упражнению. Вам необходимо выписать глаголы с приставками и выделить их. Один из вас будет работать у доски. К доске пойдет, ________.

Молодец, присаживайся.

— Сейчас выполним звуко-буквенный анализ слова зной. Один будет выполнять у доски, остальные в тетради.

 

 

 

 

 

 

— Отлично. Присаживайтесь.

Читают задание.

 

 

Читают загадку.

— Ветер.

— Холод-зной, добрый-злой, примчится-умчится.

—  Влетит, прошепчет, загудит, примчится.

— Подобрать однокоренное слово без приставки или с другой приставкой.

— Влетит (полетит, летит), прошепчет (нашепчет, шепчет), загудит (прогудит, гудит), примчится (умчится, мчится).

— Чтобы найти в слове приставу, надо подобрать однокоренное слово без приставки или с другой приставкой. Часть слова перед корнем и будет приставкой.

— Влетит, приставка в. Прошепчет, приставка про. Загудит, приставка за. Притихнет, приставка при. Умчится, приставка у. Примчится, приставка при. Вздумает, приставка вз.

— Зной [зной’] ―1 слог.

З [з]―согласный, звонкий парный, твёрдый парный.

Н [н]―согласный, звонкий непарный, твёрдый парный.

О [о]―гласный, ударный.

Й [й’] ―согласный, звонкий непарный, мягкий непарный.

4 буквы, 4 звука.

9. Первичная проверка материала

5 -6 мин.

9.1. Работа в группах.

— Теперь поработаем в группе. Вспомним правила работы в группе.           

 

 

 

 

 

 

 

 

Каждая группа получает слова и приставку, при помощи которой нужно образовать новые глаголы. Постарайтесь определить, какое смысловое значение вносит приставка в слово. (По желанию предложить выбор из предложенных вариантов.)

1. 1 группа: От- (вязать, вести, ломать, лететь, мыть)

2. 2 группа: Про- (лететь, читать, звенеть, шить, вязать)

3. 3 группа: До- (писать, делать, смотреть, нести, лететь)

4. 4 группа: За- (думать, бросить, плакать, цвести, лететь)

5. 5 группа: При- (лететь, гнуть, ехать, лечь, колоть)

6. 6 группа: У- (стоять, лететь, беречь, нести, говорить)

Предположительные ответы.

9.2. Проверка.

— Давайте послушаем ваши предположения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Какой вывод можем сделать из проделанной работы?

— Верно, вы все были правы. Молодцы!

 

• Слушай, что говорят другие.

• Делай выводы об услышанном, задавай вопросы.

• Говори спокойно ясно, только по делу.

• Анализируй свою деятельность, вовремя корректируй недостатки.

• Помогай товарищам, если они об этом просят.

• Точно выполняй возложенную на тебя роль.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1 группа. Мы исследовали слова с приставкой от- и заметили, что приставка в словах имеет значение отделения или удаления от предмета.

2 группа. Мы исследовали слова с приставкой про— и заметили, что слова с этой приставкой имеют значения однократного действия, движения мимо, движения сквозь что-то.

3 группа. Мы исследовали слова с приставкой до— и заметили, что слова с этой приставкой имеют значения завершенности действия, выполнения действия до определенного места.

4 группа. Мы исследовали слова с приставкой за— и заметили, что слова с этой приставкой имеют значения движения вглубь или за предмет, начала действия.

5 группа. Мы исследовали глаголы с приставкой при- и заметили, что слова с этой приставкой имеют значения присоединения, приближения, неполноту действия.

6 группа. Мы исследовали глаголы с приставкой у— и заметили, что слова с этой приставкой имеют значения удаления, полноту и совершения действия, несмотря на трудности.

Каждая приставка изменяет значение слова.

10. Подведение итогов

2-3 мин.

 -Наш урок подходит к концу и пора подвести итоги, ответив на вопросы. Какая была тема нашего урока?

 

— Что такое приставка?

 

— Для чего она служит?

— Как выделяют приставку?

— Как найти в слове приставку?

 

 

 

-Какую цель мы ставили в начале урока?

— Мы достигли её?

 

— Что такое приставка? Как найти в слове приставку?

— Приставка — это значимая часть слова, которая стоит перед корнем.

— Служит для образования слов.

— Чертой с палочкой перед корнем сверху.  

— Чтобы найти в слове приставу, надо подобрать однокоренное слово без приставки или с другой приставкой. Часть слова перед корнем и будет приставкой.

— Знакомство с понятием приставка.

-Да, достигли.

11. Домашнее задание

1-2 мин.

-Открываем дневники. Записываем. Домашним заданием будет: выучить правило на с. 84 и 86 и выполнить упр. 156 на с. 86. Открывают дневники и записывают.
12. Рефлексия

1-2 мин.

-А мы, ребята, завершаем наш урок.

-Сейчас вы будете оценивать свою работу на уроке: если на уроке вам всё было понятно, вы смогли выполнить все задания, то прикрепите свою бабочку на желтый цветок. А если вам что-то было не понятно, если на уроке возникли большие трудности, то прикрепите бабочку на красный цветок.

 -Отлично. На этом наш урок закончен.

Оценивают свою деятельность на уроке.

 

 

Добавить комментарий

Версия для слабовидящих
Решаем вместе
Есть предложения по организации учебного процесса или знаете, как сделать школу лучше?
Форум Россия
министерство просвещения Российской Федерации
Противодействие коррупции
министерство образования Самарской области
оценка качества образования
телефон доверия  
прием в первый класс
Роспотребнадзор информирует Роспотребнадзор информирует
новигатор дополнительного образования детей